Доклад архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на заключительном заседании XХIV ежегодной конференции Международного общественного Фонда единства православных народов

Доклад архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на заключительном заседании XХIV ежегодной конференции Международного общественного Фонда единства православных народов на тему: «Равенство и справедливость как основа стабильности в мире – христианский взгляд», которое состоялось 23 марта 2018 года в здании Правительства Калужской области в г. Калуге.

Равенство и справедливость

как основа стабильности в мире — христианский взгляд.

Хотелось бы сразу отметить, что равенство и справедливость понятия не тождественные, потому что люди не равны между собой. От природы они отличаются друг от друга полом, возрастом, способностями и, следовательно, чтобы быть справедливыми, необходимо относиться к ним  по-разному. Надо учитывать индивидуальные качества каждого человека, способных отделять от бесталанных, как это делается при поступлении в институты,  здоровых от больных, как это происходит в спорте, где для инвалидов проводятся параолимпийские игры, законопослушных граждан от преступников, которых изолируют от общества.

Справедливость требует, чтобы талантливым и трудолюбивым были открыты те возможности, которые недоступны для ленивых и лукавых, даны права, которых не имеют безответные и малообразованные. Это необходимо, чтобы   лучшие могли реализовать свои способности и принести больше пользы для  процветания государства, а сохранение привилегий определенных групп требуется для нашего блага.

Если уравнять права офицера и рядового — армия развалится. Если уравнять права руководителя предприятия и рабочего — организация разорится. Если уравнять права президента и простого гражданина — государство рассыплется. Пчелиный рой благополучно существует и кормит медом людей до тех пор, пока в нем есть иерархия, и каждая пчела выполняет свою функцию: рабочие пчелы  носят мед, няни кормят расплод, уборщики следят за чистотой, сторожа охраняют улей. Не справедливо? Да. Но если из улья изъять матку, иерархия нарушается и улей погибает. Иван Александрович Ильин писал: «Справедливость не требует общего уравнения, а наоборот, она требует  жизненно-верного  и предметного неравенства».

Первое что нас приближает к честному взаимоотношению – это разумные законы. Но и здесь не обойтись без «верного, предметного неравенства».

В десятисловии Моисея 6 заповедь гласит: «Не убий». За убийство полагалась смерть, кроме случайного, непреднамеренного убийства.

Но если солдат, защищая свою Родину, не убивает агрессора, то он  предатель  и его надо судить.

Законы дают возможность осуществить в обществе справедливые отношения на низшем уровне нравственности. По мнению Владимира  Сергеевича Соловьева: «Закон гарантирует лишь низший предел нравственного уровня государства и общества». Даже  самые мудрые законы могут служить ширмой для беззакония и произвола, как это часто можно видеть во многих странах и на международной арене в целом. В чем причина? Федор Михайлович Достоевский писал: «Глупцы думают, если общество устроить нормально, то разом  все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать и все в один миг станут  праведными. Ни в каком устройстве  не избежать зла.., душа человеческая остается та же…ненормальность и грех исходят из неё самой.»

Путь к справедливости, главным образом, не в хороших законах, а в здоровом состоянии души свободной от гордости, сребролюбия, славолюбия, сластолюбия. Значит, для достижения более высокого, духовно- нравственного уровня в обществе невозможно обойтись без веры в Бога, без религии, без духовной борьбы с грехом.

Апостол Павел писал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»(Ев. 6,12). Без победы над злом внутри себя невозможно  победить зло вне себя. Святые отцы говорили: «Победивший себя — непобедим» — это  первая главная победа, которая является залогом будущих побед над злом.

Почему Спаситель не родился императором? Почему Он не установил самые лучшие законы? Почему Он не отменил жестокий рабовладельческий строй? Почему  не  дал мощный толчок к развитию культуры, науки, образования? Почему не наладил мир между государствами? Потому что Он знал, что причина бед человеческих кроется  не во внешнем устроении общества, а внутри, в сердце человека, ибо «из сердец исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15.19).Если очистим грехолюбивое сердце от страстей, то из него, как из чистого источника будет истекать  всякое доброе и приносить прекрасные плоды мира и согласия.

Апостол Павел просил Филимона с миром принять  беглого раба, который еще и обворовал своего хозяина. И не просто принять, не наказывая, а принять как брата, и не просто брата, а  как брата возлюбленного. Принять раба, являвшегося, по сути, вещью, с которой господин мог поступать как ему заблагорассудится: держать впроголодь, издеваться, бить, калечить и даже убить безнаказанно.  И этого сугубо провинившегося раба апостол Павел рекомендует принять как брата возлюбленного. Наша человеческая правда требует, чтобы за любое преступление  неотвратимо следовало наказание. А что мы видим в данном случае? Явную несправедливость,  и эту несправедливость  советует совершить первоверховный апостол. Но не он был первым. Первая  и вопиющая, по нашим меркам, несправедливость, была совершена Спасителем на Голгофе по отношению к разбойникам.

Два негодяя пригвождены  ко крестам за жестокие преступления. Один их них сам признался: «Мы осуждены справедливо, потому что  достойное по делам нашим приняли» (Лк.23.24). И вдруг из уст Спасителя слышим поразительные слова,  обращенные к одному злодею: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23.43.). Нам известно, что рай для праведников, а для злодеев – ад. Мы свидетели  беспрецедентного события. Ни в одной религии не было ничего подобного.  Антирелигиозный факт, который перечеркивает все представления других религий о порядочности и честности. Два негодяя: одному ад, а другому рай. Где справедливость?

Во–первых, Иоанн Богослов сказал: «Бог — есть любовь» (1 Ин.4.8 ). Бог  не имеет любовь, а есть любовь, любовь жертвенная, агапическая. Там, где действует высшая любовь, там нет места правде человеческой. Там, где действует правда человеческая, там нет места любви Божественной. Почему? О христианской любви Апостол Павел писал: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»(1Кор.13.4-7). Человеческая справедливость иная, она ищет  воздаяния адекватному поступку, за доброе дело — награда, за проступок — наказание. Чем выше подвиг —  тем больше награда, чем тяжелее преступление —  тем суровее наказание.

Во- вторых, мы видим внешнее, а Богу известно и внутреннее состояние человека. Господь сказал пророку Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце»(1Цар.16.17). Спаситель увидел внутреннее перерождение, преображение разбойника, осознание им своей погибели, покаяние в соделанном, смиренное осознание и искреннее обращение к Богу.

На первый взгляд может показаться, что такой милостивый подход к бандитам должен привести к анархии и беззаконию, но что нам говорит история? Когда христианство получило широкое распространение, жестокий и несправедливый рабовладельческий строй без революционных потрясений, без моря крови, пал сам собой, и отношения между людьми стали братскими и доброжелательными. Но  когда дух любви и сострадания был утрачен, вновь возродился  рабовладельческий строй, немного изменивший свою личину, названный историками феодальным.

Пока не возродится дух христианской любви в обществе, трудно надеяться на  мир и согласие.  Христианский дух — это не дух  нашей мирской справедливости, а дух любви. Преподобный Исаак Сирин писал: «Не дерзай Бога назвать справедливым, ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест». Внешнее проявление кажущейся Божественной несправедливости — есть проявление высшей добродетели христианской любви, и если мы  приблизимся к ней, нам станут понятны и близки слова Святейшего Патриарха Алексия II:«Выше закона  может быть только любовь, Выше права — милость. И выше справедливости – лишь прощение». Если мы будем следовать  духу жертвенной любви, то в нашем мире воцарится мир, согласие и Божественная справедливость.