Монастыри

В настоящее время на территории Песоченской епархии нет действующих монастырей.

В начальной стадии восстановления находится Свято-Успенский Ферапонтов монастырь в с. Боровенск Мосальского района. Там создается монашеская община во главе с настоятелем иеромонахом Андреем (Синициным) и восстанавливается храм в честь Успения Божией Матери.

Также восстанавливается Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь усилиями настоятельницы Архиерейского подворья б.Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря монахини Иосифы (Егасовой). Подробнее — по ссылке https://bogolyub.ru/

 

Свято-Успенский Ферапонтов монастырь

настоятель: Иеромонах Андрей (Синицын)

адрес: Мосальский район, с. Боровенск

 История

Свято-Успенский Боровенский мужской монастырь был основан в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Ферапонтом  Боровенским. Отсюда происходит иное наименование обители — Ферапонтова пустынь. Как говорит предание, преподобный принёс благословение своего наставника, икону Успения Божией Матери, на утверждение им обители.

Имеются  некоторые подробности о начале монастыря:
«Блаженный Ферапонт, ища места для основания пустынножительства, пришёл сюда в то время, когда вся окрестность нынешнего села Боровенска была покрыта густым сплошным бором. Утруждённый от долгого пути, он лёг под тенью одного из вековых деревьев, поставя на него образ. Но, проснувшись, не нашёл того на своём месте. Объятый недоумением, но, не потеряв упования, на свою Божественную Путеводительницу, Ферапонт, по долгом искании, нашёл икону в глубине леса на одной из сосен. До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение её в одном и том же месте. Приняв это за указание, что Матерь Божия благословила избрать сие место для вселения своей знаменосной иконы, блаженный Ферапонт соорудил обитель, собрав братию, почив в мире, лета долга, возлёг здесь на вечный покой в основанной им же первоначально деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы» («Калужские епархиальные ведомости», 1880г., №21 к.з. Половцев).
Последующая история обители со времени её основания в течение трёх с половиной столетий (XIV – XVIII вв.), из-за недостатка письменных источников, остаётся неизвестной.
В XVII-XVIII веках Ферапонтову пустынь неоднократно приписывали к крупнейшим обителям близ столиц, в частности, к знаменитому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю и даже Александро-Невской лавре.
Есть сведения, что в 1764 г. Боровенская обитель была упразднена (государственная политика секуляризации), а братия переведена в Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. В то время как большие обители увеличивались, маленькие часто не имели самого необходимого, питаясь мирским подаянием.
Такая несоразмерность в распределении способов содержания монастырей была первым поводом подчинения малых обителей большим, за которым последовало упразднение многих из них.
Память о таких монастырях ограничивается местными преданиями и кратким указанием, что здесь когда-то был монастырь. В местных же архивах ничего нельзя найти, ибо архивы эти сожжены без остатка в литовское разорение, либо истреблены пожарами позднейших времён.

Итак, Успенский храм с. Боровенска до 1764 г. являлся храмом Успенского Боровенского мужского монастыря.
Основание сохранившегося в селе собора было заложено в 1754 г. последним игуменом Боровенской обители Гедеоном (Ротенским). В 1766 г. закончилось строительство храма и состоялось его освящение стараниями казначея Эконом-Коллегии (в ведение которой прешли вотчины упраздненного монастыря) секунд-майора Ивана Петровича Бегичева.
В уцелевшем монастырском Синодике указывались знатные мосальские фамилии: князья Черкасские, среди них особо выделен Александр Андреевич Черкасский, князь Симеон Васильевич Мосальский, боярин Федор Федорович Куракин, капитан флота Алексей Николаевич Сенявин, майор Авраам Иванович Спешнев, московский купец Иван Семёнович Немчинов. Скорее всего, они были благодетелями.
Свет Феропонтовой пустыни, распространяемый на всю Мосальскую землю, породил род благотворителей — Хлюстиных. Они известны многими богоугодными делами: строительством храмов, медицинских и странноприимных заведений. По сей день известна Калужская Хлюстинская больница, традиции которой изначально строились (и поддерживаются доныне) на особом внимании к страждущим.
***
Сегодня от прежнего монастырского комплекса Ферапонтовой пустыни уцелел лишь один полуразрушенный Успенский собор, поросший травой и деревьями. Хотя даже сейчас от него исходит ощущение царственной величественности. Этот храм, забытый и поруганный, смотрит на мир со спокойным чувством собственного достоинства. Словно ждет своего часа, когда человек своими благими деяниями с Божьей помощью вдохнет в нее новую жизнь. Он выстроен в стиле традиционных двухэтажных монастырских храмов «кораблём». Это грандиозное сооружение являет собой выдающееся произведение церковного зодчества с множеством архитектурных особенностей. Внизу был теплый Христорождественский храм с Никольским и Василия Великого приделами, вверху — холодный Успенский. Двусветный четверик перекрыт высоким сводом с главкой, алтарь с тремя апсидами, трапезная и колокольня. С обеих сторон широкие паперти, эффектно выглядят всходы лестниц. Мощные стены придают монументальность всему облику. Необычен для этих мест декор фасада в стиле украинского барокко.
О былом великолепии монастыря свидетельствуют с трудом различимые остатки росписи. Они, как говорят знающие люди, тоже сделаны мастерами украинской школы. Похожие уникальные церкви в России: соборный храм Московского Страстного монастыря и Преображенский собор Смоленского Авраамиева монастыря.
Жители окрестных сел и деревень особо почитали находящиеся в храме иконы Спасителя, Божией Матери Казанскую, Василия Великого, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, обрамлённую серебряной чеканной резьбой.
Один из иконостасов летом 1768 года в благодарность Богу сделали бывшие местные крестьяне.
До сих пор из поколения в поколение передаётся предание о том, сколь велика была слава у Ферапонтовой пустыни, как любили сюда стекаться отовсюду богомольцы, даже когда не стало монастыря. Они притекали сюда не только помолиться, но и набрать воды из святого источника (он сохранён). Приход жил, молился, чтил лучшие церковные традиции до самого страшного дня, когда безбожная власть безжалостно закрыла храм (1935 г.). С 1961 г. в нём располагались зерносклад и сепараторный пункт. Только в 2007 г. церковь Успения была, наконец, передана Калужской епархии. Почти 80 лет не возносилась молитва на этом месте. Каждый день промедления чреват для дальнейшей целостности здания, которое по милости Божией ещё сохраняет свои прекрасные очертания.

На сегодняшний день в обители создаются условия для проживания братии, которая готова вселиться в возрождаемую обитель. Заказана книга писательнице Надежде Смирновой о Ферапонтовом монастыре. Издан буклет, приуроченный к юбилейным торжествам в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, учителя и наставника преподобного Ферапонта Боровенского.
В данный момент пишется икона преподобного Ферапонта Боровенского. Ввиду преемственности монашеской традиции, святой образ заказан иконописцу Троице-Сергиевой Лавры. По окончании работы предполагается торжественная передача иконы Боровенскому монастырю.

http://www.360cities.net/image/abandoned-church-borovensk-russia — виртуальная панорама храма (2009 г.)